Во второй половине XVII века в царствование Алексея Михайловича русские кузнецы начинают следовать западноевропейским образцам. При заказе каких-либо кованых изделий так и оговаривалось: "по заморскому образцу, тою же мерою".
«.. Среди кузнечных работ этого направления особо выделяется так называемая "Золотая решетка" Кремля. Она была создана в 1670 г. и установлена на Верхоспасской площадке Теремного дворца, которая соединяла царские покои с домовой церковью – Верхоспасским собором. На площадку вела лестница, закрывавшаяся наверху этой кованой железной решеткой. Это была яркая, красочная, «царская» решетка, покрытая позолотой, а фантастические звери, птицы, рыбы и скоморошьи головы, заплетенные между витками спиралей, окрашены в разные цвета – синие, фиолетовые, зеленые, ярко-оранжевые. "Золотая решетка" так понравилась москвичам, что собор стали называть «Спас за золотой решеткой».
В XVII веке решетка была наружным оформлением каменного двора и стояла на открытом воздухе. В XIX веке при строительстве Большого Кремлевского дворца архитектор К.А.Тон включил Верхоспасскую площадку в ансамбль дворца, и «Золотая решетка» оказалась в составе интерьера. Площадку перекрыли, соорудили три арочных проема на месте решетки. Решетку же расчленили на три части и установили во вновь выложенных арках.
Решетка выполнена с большим мастерством, декоративные вставки хорошо прочеканены. Несомненно, что за образец были приняты решетки ренессанса, в которых широко применялись круглые прутки, завитые в спирали. Аналогичные орнаментальные мотивы в XVII веке использовались кузнецами разных стран Западной Европы. Так, например, в Дании в XVII веке была создана решетка собора Резкильде, имеющая в своей основе те же спаренные спирали с неясно выраженными фигурами, заплетенными в ткань орнамента. Кремлевские мастера, использовав при создании «Золотой решетки» спаренные спиральные плетения, включили в кружевную вязь и конкретные изображения. Такое решение подсказывалось окружающим архитектурным декором. Так, в каменной резьбе Теремного и Потешного дворцов присутствует не только растительный орнамент, но и изображения зверей, птиц, сказочных чудовищ, единорогов и т.п. Пышная каменная резьба порталов, наличников, окон, наддверий этих дворцов окрашивалась в разные цвета. Так что «Золотая решетка», создание которой навеяно окружающим декором и его цветностью, оказалась как нельзя кстати в таком окружении.
Существует легенда, что решетка отлита из медных денег, изъятых казной из обращения после известно Медного бунта. Эту легенду приводит И.Е. Забелин в своей публикации «Домашний быт русских царей». Однако «Золотая решетка» – кованая, железная. Существовал своего рода второй экземпляр "Золотой решетки", выполненный для Смоленского собора Новодевичьего монастыря через 15 лет, в 1685 г. В северной части галереи, идущей вокруг собора, на расстоянии 0,75м от иконостаса стояла железная кованая решетка, выполненная по тому же рисунку, что и кремлевская, с незначительными отклонениями. По архивным данным монастыря, решетка была откована в течение года двумя оружейниками государева Ствольного приказа Никитой Моревым и Алексеем Ефимовым.
В основе рисунка решетки один повторяющийся элемент – спаренная спираль из тонкого железного прутка, вписанная в прямоугольную рамку и украшенная коваными плоскими птицами, головами скоморохов, бутонами цветов и т.п. Можно предположить, что при изготовлении большого числа одинаковых по рисунку спиралей кузнецы предварительно отковывали эталонную спираль, по которой выполняли шаблон. В центре шаблона, у начала спирали, делали захват. Накладывая на эталонную спираль тонкий пруток и, отрубив излишки металла, после его распрямления получали точную длину заготовки. Заготовка с предварительно откованным началом спирали изгибалась по шаблону и приобретала заданную форму.
Элементы решетки – спирали, рамки. узоры – соединялись между собой кузнечной сваркой и клепкой. Места клепки в рамке каркаса украшались вырубленными из листового железа цветками. Для придания решетке большей прочности от основных спиралей в разных направлениях ответвлялись прутки, соединяемые с витками спиралей кузнечной сваркой. Рисунок на декоративных элементах – птицах, головах скоморохов и других – чеканился. ..»